Смоленский городской Совет

Историческая справка

Устав города

Председатель Смоленского городского Совета

Депутаты

Контрольно - счетная палата

Смоленский городской Совет


7: 0 в пользу Виктора Зимина

13.02.2017 14:11:00 
«Человек театра – это звание, которого не каждый достоин. Это философия и стиль жизни студийца, когда интересы искусства становятся превыше личных амбиций, - убежден художественный руководитель, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Зимин. – Для театра очень важно: кто ты есть сейчас и что собой представляешь, но гораздо важнее – кем ты станешь и каким должен быть.
Счастлив, что выхожу на сцену ДК Профсоюзов уже 35 лет подряд, и это чудо, которое мы называем театром «Диалог», сумело выжить и преодолеть 40-летний рубеж, - признался Виктор Дмитриевич на своем творческом вечер «Имя собственное», посвященном 70-летию. – Я строил театр с нуля, всю жизнь пытаясь понять, что происходит с человеком, который поставил перед собой задачу открыть СЕБЯ в формате большой сцены…».


Имя собственное. «Виктор», или искусство побеждать

- Понятие «имя собственное» лично для меня очень важное. Каждый человек, появляясь на свет, получает имя. К сожалению, большинство из нас не понимает его сакрального значения и смысла. Напрасно! Чтобы выйти на большую СЦЕНУ жизни, человек обязан назвать имя. И от того, КАК он это сделает, зависит многое.

Чаще всего мы произносим имя как какой-то порядковый номер. В процессе педагогической работы открыл несложную истину: как только человек громко и четко говорит, как его зовут, он, быть может, впервые в жизни идентифицирует себя как личность. Личность, которая представляет тысячелетнюю (как знать!) родословную и демонстрирует человеческое достоинство. Прежде чем учить человека искусству, нужно его научить уважать себя, свое имя и свой род.

Все идет из детства... Представьте себе деревню с красивейшим названием Красная Слобода, в которой я родился в 1947 году. Изумительная деревенька, стоявшая на пригорке. Во время войны она сгорела дотла. Осталось два дома…

Мои родители жили в землянке. Я появился на свет в ее заиндевелых стенах, согретых жаром печурки. Принимала меня повитуха баба Поля. Кричал пронзительно, не зная, что мальчишки, родившиеся в это время, очень нужны стране. Много народу не вернулось с фронта, а наша семья была многодетной – я десятый по счету. Не все из нас вынесли тяготы войны – выжило семеро Зиминых, пять братьев и две сестры. А я был самым младшим, и мне пришлось учиться за всех. Родные дали возможность получить от жизни все, что я хотел. Хотелось лишь одного – реализовать себя.

Меня с невероятной силой тянуло на сцену – в смоленском пединституте, когда в 1967 году поступил на худграф, и в актерской студии 28-й средней школы г. Смоленска. Понял тогда: «Хочу большего!» Получил диплом и уехал в Рязань. Работал в школе, вел студию в Дворце Пионеров…

Через год получил приглашение в Рязанский театр драмы. Актером. Вышел на сцену – радость огромная! Перспективы - заоблачные! Так мне казалось… Но скоро понял: актер – это всего лишь ИС-ПОЛ-НИ-ТЕЛЬ чьей-то воли, фантазии, замысла. Ушел в сценографы – та же беда: хоть ты и придумал половину спектакля, а все равно – невольник!

Однажды очень долго работал над сценографией спектакля. Выложился напропалую, думал – вот, удивлю! Предложил художества режиссеру театра, а тот оказался человеком весьма приземленных взглядов. Взглянул равнодушно: «Что это такое?!» Стало обидно. Больно. Ответил резко: «Придет время, и я, обязательно, как режиссер, поставлю этот спектакль!». Поставил. Спустя годы...

«Щукинская тема» была необходима для получения права на профессию.

Меня часто спрашивают, почему я выбрал театр, а не другую стезю. Намекают на деньги и карьерный успех, наверное? Увлечение сценой стало моим основным занятием, счастьем и призванием. «Диалог» - мое детище и, во всех смыслах, «профсоюзный театр».

В середине 70-х понял, что эти талантливые мальчишки и девчонки, с которыми я занимался, достойны большего, чем студийное баловство. Закусив зло губу, сказал сам себе: «А что…! Давай-ка я попробую создать свой театр на пустом месте! Здесь, в Смоленске…». Так в 1975 году и родился наш «Диалог» в стенах студии Дворца Пионеров, и я вместе с ним попытался пройти весь путь – от начала и до конца. Думалось: если осилю тернистую дорогу, значит, я – победитель, как трактует значение моего имени латынь.

Мы очень взыскательно относимся к выбору пьесы: «Диалог» - не репертуарный театр, который ставит в сезон по четыре – восемь спектаклей. Каждая репетиция – праздник, а спектакль – событие. Нужно понять, осознать, прочувствовать, как донести до зрителя текст пьесы.

Каков поп, таков и приход


- Виктор Дмитриевич, вы немного… странный режиссер и педагог. Постоянно рассказываете какие-то истории из жизни. Иногда ваши ученики жалуются поначалу: «Я пришел к Зимину учиться режиссуре, а он втирает мне какую-то дичь!» В чем секрет вашей педагогики?


- Человек обязан осознать, что профессия режиссера заимствована из жизни. Что может написать писатель, если он слеп, и сердце его закрыто?! Мне всегда становится больно, когда я вижу грязь в подъездах. Грязь, она не потому, что дворников мало, а от того, что мусор бросают под ноги и на стенах пишут бранные слова. Красота и культура - в эстетическом отношении к жизни. Человеку нужно открыть глаза, что нельзя мусорить и браниться, нужно настраивать на красоту глаз и сердце. «Включить» в ребенке эти настройки и есть главная сверхзадача режиссера.

Несколько лет вел театральную педагогику у студентов-историков. Однажды студентка меня спросила: «А зачем вы у нас курс ведете? Вы же режиссер, а мы – историки…». Спросил девушку, как ее зовут: «Марина…». – «Мариночка, пожалуйста, встаньте рядом со мной на сцену и ответьте на несколько вопросов…».

Девушка не знала, куда себя деть - она совершенно не умела себя держать на публике. И тогда я объяснил, что пришел не для того, чтобы развлекать студентов, - для того, чтобы помочь научить творить и выражать свои чувства и мысли.

Театр ценен помощью человеку расти культурно. Важное качество для любой профессии! Он учит ГОВОРИТЬ, и, самое главное, СЛУШАТЬ. Вот я и делюсь с детьми и подростками огромными пластами своей деревенской жизни. Стихи мои пошли оттуда. Чтобы дойти до школы и вернуться домой, я каждый день проходил пешком девять (!) километров. Золотая осень, зимняя осень, зеленый шум весны… Душа пела!

- Вы можете отличить капризного ребенка от ребенка с характером?

- Характер ребенка никогда не бывает податливым. Люди с характером, как правило, выдающиеся и талантливые. А каприз, возникающий на пустом месте, это – пустота! Я очень люблю учить детей с характером, и даже капризных.

Человек вообще трудный материл, наши дети – все разные. Когда они приходят в театральный коллектив, им приходится присмотреться к окружающим и научиться их уважать. В этом и состоит одна из главных задач «Диалога».

- Чему бы вам хотелось, в первую очередь, научить детей?

- У любого художника – большие амбиции, он пытается выбрать наиболее короткий путь к признанию и славе, зачастую совершая массу губительных ошибок. На собственном опыте знаю: путь к так называемой славе – долгий. Порой он занимает всю жизнь.

Вот приходит ко мне юное дарование, уверенное в себе. Трепещет, раздувается от гордости и зарождающегося в душе тщеславие. Смотрю на ребенка и понимаю: нельзя его обманывать, соблазнять театром и тщеславным желанием красоваться на сцене! Детей нужно учить трудиться и адекватно воспринимать себя со стороны, потому что великое и настоящее дается нелегко. Наша замечательная актриса, Светлана Криволапова, ждала своей роли три (!) года.

Главные качества, которые я ценю в человеке, - упорство, настойчивость и скромность.

Яркая палитра жизни

- Говорят, вы снова стали писать на холсте…

- Счастлив безумно, что вернулся в это состояние. Всю жизнь работал, как художник-декоратор, делал театральные эскизы, а для себя писать времени не хватало. Однажды один известный человек сказал: «Витя, ты так интересно рассказываешь! Опиши это в красках!..». Задумался: «А ведь и я не лишен желания и способности высказаться!» Бывает, просыпаешься среди ночи и бежишь к столу, записываешь бегло нахлынувшие строки. Утром перечитываю их и понимаю: а ведь в ночных строчках что-то есть!

Летом попытаюсь издать книжку своих рассказов, готовлю к изданию книгу о жизни и творчестве «Имя собственное». Меня никто не заставляет печататься, это – не амбиции, а духовная потребность.

«Огурцы и другие пирожные»


- Ваш любимый спектакль?

- Наш первый грандиозный сценический опыт - «Любовь, джаз и черт» Юозаса Грушаса и, конечно же, «Большая меховая папа» Ксении Драгунской - постановка, которая идет уже десять лет. Ее играли три поколения студийцев, и сегодня мы вновь возобновляем работу над спектаклем, поднимающим острую, больную тему безотцовщины. Помню, как одна из зрительниц после просмотра «Папы» спросила у меня: «Зачем вы ставите такие спектакли? Хотите сделать людям больно?»

Нет и еще раз нет! Наши постановки разнообразны, но мы никогда не ставим своей целью развлекать зрителя. Мы – ГО-ВО-РИМ! И хотим увидеть и услышать ответную реакцию. Наши спектакли – это не монолог, а ДИАЛОГ с залом. Пробуждение мыслей и чувств, попытка вести дискуссию. Я хочу, чтобы мальчики, которые придут смотреть нашу «Меховую папу», никогда не бросали своих детей…

P.S.Виктора Зимина с 70-летием поздравили председатель Смоленской областной Думы, председатель регионального отделения партии «Единой России» Игорь Ляхов, председатель Смоленского областного объединения организаций профсоюзов Евгений Максименко, заместитель председателя Смоленского городского Совета Григорий Моисеенков и депутат Госдумы РФ Артем Туров.

rabochy-put.ru
 

Возврат к списку новостей


Смоленские Городские Известия
 


Проголосуйте за наш сайт!

Номинант Премии информационной открытости - 2008

Золотой сайт



214000, ул. Октябрьской Революции, д.1/2   

(4812) 38-11-81 - приемная Смоленского городского Совета
(4812) 38-77-02 - пресс-служба Смоленского городского Совета

Email: smolsovet@mail.ru

Copyright 2008, www.smolsovet.ru    All rights reserved  При полном или частичном использовании материалов ссылка на smolsovet.ru обязательна (в интернете - гиперссылка)